Что такое каталог ресурсов?
Представьте, что вам необходим какой-либо материал - просто
текстовая информация, графика, звуковые файлы или видеофильмы, -
а вы не знаете, где их можно достать. Что вы в этом случае
делаете? Правильно, заходите на поисковую систему или
пользуетесь поисковой программой-клиентом: введя соответствующее
слово, получаете перечень найденных документов.
Но по сути своей поисковики (дадим им такое общее название)
только для этого и предназначены. Когда я только начинал
знакомиться с миром Интернет, ничего другого, кроме как
возможности поиска и индексации новых документов, на поисковых
серверах не было. Но постепенно понятие "поисковая система"
(особенно в нашей стране) разделилось на два не совсем
тождественных понятия: поисковый сервер и каталог. При
достаточно большом внешнем сходстве с точки зрения функций они
различны. Основная задача поисковой службы заключается в
обращении согласно полученному запросу к проиндексированным в ее
базе данных документам в Сети, их анализе и выводе на экран
записи о наличии такового источника. Каталог ресурсов
представляет собой многофункциональную структуру, содержащую
гораздо более широкий набор услуг для пользователя, нежели
поисковая машина. В ряде случаев каталоги могут содержать
встроенный механизм для поиска документов в пределах собственной
базы.
Сегодня на том же Rambler (заметьте: информационно-поисковая
система!), никого уже не удивляет наличие таких рубрик, как
"Барахолка", "Чаты", "Кулички" и пр. Действительно удобно: попав
на сервер в поисках нужного материала, вы можете легко найти
постоянно обновляющуюся базу данных по интересующему вас
вопросу, подписаться на новинки, поучаствовать в голосовании,
заполнить анкету, попробовать свои силы в конкурсе и т.д. И это
привлекает посетителей! Администраторы таких
информационно-развлекательно-поисковых каталогов открывают и
совершенствуют на своих страницах все новые и новые рубрики,
вводят и популяризируют свежие бесплатные услуги. Все это
делается для того, чтобы человек мог получить абсолютно все, что
ему нужно в любое время суток и в любом настроении именно на их
сервере, а не бороздить необозримые просторы Сети.
Допустим, утром вам понадобилось узнать, что вечером будет
хорошего по ТВ: вы заходите на сайт телеканала. Затем вам срочно
понадобилось скачать пару-тройку рефератиков для института:
начинаете рыться в какой-нибудь поисковой службе. Потом вы
понимаете, что графический вьюер, которым вы до сего момента
пользовались, вам ужасно надоел и, конечно, отправляетесь на
сервер бесплатного/условно-бесплатного ПО. В обеденный перерыв
вас одолевает желание расслабиться, и вы заходите на сайт
анекдотов. Досмеявшись до коликов в животе, вы понимаете, что
это не к добру, и вообще - странно все это, и решаете узнать
свою судьбу, прочитав гороскоп на каком-нибудь астрологическом
сайте. Когда начинает смеркаться, вы, прежде чем выключить
компьютер и направиться домой, заглядываете на сервер погоды,
чтобы узнать, как завтра одеваться. Таким образом, вы целый день
только и знали, что болтались с сайта на сайт, хотя все это или,
во всяком случае, многое можно было сделать в одном месте - на
каталоге.
Как создать каталог?
Создать собственный каталог ресурсов очень просто. Намного
сложнее будет потом его поддерживать и насыщать новыми
возможностями. Прежде всего, чтобы создать ядро вашего каталога
- базу данных - необходимо иметь коллекцию интересных или
полезных ссылок. Ее можно составить из содержимого папок
"Избранное" (или "Закладки", смотря каким броузером вы
пользуетесь). Уверен, что если вы не в первый раз в Интернете, у
вас уже накопилось достаточное количество материала. Для начала
сойдет 40-50 ссылок. Касаться внешнего оформления будущего
каталога не буду: здесь все зависит от вашего вкуса. Теперь
разбейте ссылки на рубрики (Автомобили, Интернет, Компьютеры,
Бизнес и др.) и составьте краткое описание для каждого ресурса
на соответствующей странице. Ну вот - сам каталог готов!
Остается привлечь к нему посетителей.
Повышаем посещаемость
В первую очередь нужно зарегистрировать ваш новоиспеченный
каталог во всех уже существующих каталогах и поисковых системах:
это весьма трудоемкое занятие, однако со временем принесет свои
плоды. Будем считать, что о вашем каталоге знают все. Но не
спешите радоваться: зайдя однажды к вам и не найдя нужного
материала или увидев, что его слишком мало, посетитель никогда
больше не вернется обратно. Более того, он расскажет всем своим
знакомым и друзьям о том, на какой ужасный сайт он наткнулся.
Чтобы этого не случилось, нужно продолжать пополнять вашу базу
данных и понемногу добавлять к простому хранению ссылок на
документы различные услуги и возможности.
Кстати, говоря о пополнении коллекции ссылок, нельзя обойти
стороной и такую возможность, как добавление посетителем своего
ресурса в ваш каталог. Сделать это можно двумя способами. Первый
подразумевает использование технологии CGI для включения в
структуру документа форм (регистрируемый URL, его название,
адрес, описание, пароль для изменения данных, ключевые слова для
поиска в пределах каталога и др.). Такой способ удобен, но
иногда недоступен (временно) для пользователя по различным
причинам - перегрузка сервера и пр. Второй вариант заключается в
отправлении простого электронного письма, в котором и
указываются все необходимые для занесения в каталог данные. Но и
он имеет изъян: многим пользователям Сети попросту лень
составлять заявку и отсылать ее по "мылу": намного проще, когда
основные поля есть, остается лишь ввести самый минимум
информации. А для тех, кто работает в Internet Explorer, вообще
благодать: Windows запоминает наиболее часто вводимые слова в
соответствующие формы - "Имя", "Телефон", "Адрес" и т.д. - а
потом, открывая небольшое меню с наличными объектами на месте
обычной формы, предлагает вставить необходимое слово или фразу
(вам нужно только выбрать их с помощью клавиш "вверх"/"вниз").
Теперь о новых возможностях вашего каталога. Повысить
популярность сайта можно не только за счет действительно
полезных ссылок, но и посредством предоставления посетителю
самой разнообразной развлекательной, познавательной,
образовательной и прочей информации. Вот где проявляется
основное отличие сегодняшних российских каталогов от простых
поисковых систем: акцент сделан не на поиске, а на
информативности узла, которая либо вообще не связана с
зарегистрированными ресурсами, либо имеет к ним самое косвенное
отношение.
продолжение.....
|